Подготовка и адаптация детей к школе
Воспитатели детских садов недаром говорят, что между их учреждением и школой существует значительный разрыв, и переживают за своих воспитанников, прежде чем отпустить их в почти взрослую жизнь. Видят, какие их дети ещё домашние, наивные, разные в проявлении своих характеров, не привыкшие полностью подчиняться общей дисциплине. Волнуются перед 1 сентября и родители.
И для этого есть свои основания. Однако именно на плечи родителей ложится основная ответственность за адаптацию их детей к школе. Так что волнение в сторону! Начинаем помогать детям так, чтобы в будущем школа вызывала у них как можно больше положительных эмоций.
Школа, школа, двери распахни!
Сколько много написано восторженных песен про школу! И замечательно. Ведь они выполняют важную психологическую задачу - настраивают будущих и уже бывалых учеников на радостное восприятие их школьной поры. И пусть не всегда в сознании взрослых эта тема окрашена в яркие тона, не желательно откровенно демонстрировать это своим детям.
Если в семье усиленно ворчат в сторону учителей, рисуют картину школьной жизни пессимистично, то изначально любое столкновение ребёнка со сложностями учёбы будет вызывать у него тревогу или уныние.
Итак, вывод № 1: говорите со своим ребёнком о школе с оптимизмом и энтузиазмом!
Важный вопрос: когда вы решились отдавать своё дитя в школу - в 6 или 7 лет? Кажется, споры на тему целесообразности раннего обучения никогда не затихнут. Однако практика показывает, что учителя начальной школы скорее против обучения с 6 лет. По их наблюдениям "шестилетки" труднее привыкают к школьной жизни из-за того, что попадают в среду более старших одноклассников.
В раннем возрасте каждый год разницы очень заметен. Разные интересы, разный темп работы, разная степень выносливости и психологической устойчивости дают о себе знать. Дети 6 лет порой теряются среди других учеников, быстро утомляются и чувствуют себя не такими способными, как другие.
Конечно, всё индивидуально, и бывает, что родители отправляют детей в школу с 6 лет по причине их быстрого развития и активного характера. Но даже в этом случае таким деткам непросто.
Вывод № 2: не торопите события - всему своё время!
Если всё-таки ваш ребёнок оказался за школьной скамьёй в 6 лет, позаботьтесь о том, чтобы у него была возможность поделиться своими трудностями не только с вами, но и с опытным психологом. Пусть новоиспечённый школьник чувствует вашу поддержку. А специалист поможет предотвратить возможные проблемы и даст вам грамотные подсказки, о которых вы и не догадывались.
Вывод № 3: подружитесь с хорошим психологом!
Помимо морального настроя для ребёнка важна, конечно, и интеллектуальная подготовка к школе. Тут уж стараются не подкачать многие родители. А некоторые даже перегибают палку - отдают своих чад во всевозможные кружки и центры развития или всем домашним "аулом" занимаются с ним круглые сутки.
В целом это похвально. Но чем это часто заканчивается? Да тем, что ребёнок потом безнадёжно скучает на уроках. Ведь он уже улетел в своих возможностях далеко вперёд, а остальные ребята не торопясь начинают с азов в соответствии с программой.
Вывод № 4: обучайте детей до школы "без фанатизма"!
Остальное сделает школа. Но если уж и воспитываете вундеркинда, то... готовьтесь образовывать ребенка дальше самостоятельно и поддерживайте психологически.
И еще совет: купите своему любимому дитя симпатичные тетради (не очень пёстрые, если он легко отвлекается), рюкзачок и разрешите носить в нем любимую игрушку. Это лучшее средство для адаптации!